7 сентября Одесский музей западного и восточного искусства, Дирекция художественных выставок Украины и Музей современного искусства Одессы открывают межмузейный культурно-художественный проект «Киев-Одесса. Знаки и метафоры городского пространства».
Каждый выдающийся исторический город имеет свою неповторимую ауру. Существует она в Риме и в Париже, в Стамбуле и Вене, Киеве и Одессе, Львове и Вильнюсе.
Киев и Одесса - города с своеобразными и неповторимыми историко-культурными и художественными традициями, уникальной городской мифологией.
Преобразование исторических городов в современные мегаполисы привело к печальным метаморфозам городской среды, к стремительному «вымыванию» неповторимой для каждого города традиционной атмосферы. Необратимые процессы (изменение социального и национального состава, а также культурного уровня населения городов, строительный бум, который сопровождается варварским отношением к архитектурным памятникам и т.д.) вызвали изменения в отношении к городу в целом, а также - к восприятию городского пространства.
Уже в первые годы нового тысячелетия это стало мощным стимулом для пересмотра большого историко-культурного, философского, художественного достояния, которое по сути образует, по современным культурологическими определениями, «городской миф» и «городской текст».
В современной культуре миф давно уже перестал быть только литературным явлением. «Неомифологических сознание» является едва ли не определяющей чертой культурной ментальности настоящего. Знак (от греч. Semeion - знак) и метафора (греч. Μεταφορά - «перенос») являются важнейшими средствами современного культурного текста, как вербального, так и визуального.
Главные киевские мифологемы - «Город-Храм», «Второй Иерусалим», «Город-сад», прежде всего связанные с выдающимся миссией Киева в развитии восточно-славянской культуры, в эпоху князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого, а также - с уникальным историческим ландшафтом и неповторимыми киевскими пейзажами.
Киев навсегда вписан в число мировых сакральных центров. В середине 19 века Оноре де Бальзак называл Киев Вечным Городом, Северным Римом (эссе «Письмо из Киева» 1849 год). Многовековой художественной традицией Киев приобщен к наиболее живописным городам.
«На самом деле Киев - один из самых прекрасных городов в мире, а из-за своего своеобразного расположения над мощными водами Днепра и над бескрайними степями - это даже единственный город». (Александр Бенуа)
По сравнению с тысячелетним Киевом, довольно молодая и всегда прекрасная Одесса, которая «разменяла» только третий век, имеет яркий историко-культурный облик и является обладательницей самобытного и насыщенного «культурного текста».
Созданная свободными, культурными и инициативными людьми, Одесса быстро стала одним из экономических и культурных центров. Всегда отличаясь от большинства городов нашей страны, она вызвала желание власти свести ее отличие в образ города «у самого синего моря, Южной Пальмиры и жемчужины у моря» - города постоянных мечтаний и снов, утонувшего в цветущих акациях, с великолепной и разнообразной европейской архитектурой.
«Но все это - как фон. Он будет висеть над нами все время - этот необычный ковер одесских обычаев. Темная южная ночь покрывает нас своей палаткой, на черном небе стоять всегда несколько ясных зрение, как бросил кто-то в небо якорь - одесский герб. Тихий свист, шум, грохот трамваев - все это утихнет в городе, останется позади и не перейдет забора кинофабрики ». (Ю. Яновский).
Примерно так выглядит идеалистический дискурс («мечты о прошлом») в отношении двух городов, самодостаточных и различных, которые оказались в похожих, и довольно непростых социо-культурных обстоятельствах.
Главная цель проекта: выявить и исследовать чрезвычайно важную роль изобразительного искусства в формировании и интерпретации историко-культурных и мифопоэтических аспектов образа Киева и Одессы; проявить новые смыслы и контексты в художественном восприятии городской среды и пространства. Также мы предлагаем новый взгляд с XXI века на традиционный «образ города» в искусстве второй половины ХХ века. То есть, мы хотим, концептуально расширить рамки пейзажного жанра - к интерпретации городского визуального текста с его многослойной мифологией. Поэтому данный проект не предполагает жестких жанровых и стилистических ограничений. Главными критериями подхода является креативность, чувствительность к современным художественных контекстов, а главное - воспроизведение неповторимой ауры каждого города.
Межмузейный проект имеет целью познакомить любителей искусства города Одессы с уникальным фондовым сборником Дирекции художественных выставок Украины. «Киевская тема» представлена произведениями корифеев «киевской живописной школы» второй половины ХХ в .: Н.Глущенко, А.Захарчук, В.Одайника, О.Отрощенко, В.Рыжих, С.Шишко и др. Из сборника Дирекции представлены также произведения классиков одесского живописи: А.Лозы, Попова, В.Токарева и др.
Широкая репрезентация творчества выдающихся одесских художников второй половины ХХ - начала XXI в .: О.Ацманчука, О.Волошинова, Ю.Егорова, В.Кабаченка, К.Ломикина, В.Маринюка, В.Стрельникова, С.Сычова, Л.Ястреб и др. осуществлена на основе коллекции Музея современного искусства Одессы.
Очень интересными представляются современные художественные рецепции по «золотому веку» своего города - его идеального образа, а также рефлексии на темы современности - произведения О.Аполлонова, В.Басанця, О.Вороны-Адаменко, Г.Верещагина, С.Ильина, К. Корнийчук, С.Папроцкого, О.Придуваловой, В.Труша, В. Хруща и др.
Современные художники создают новый городской «текст», полный знаками-символами, культурными аллюзиями, новейшими метафорами. Некоторые из них сосредоточены на поисках путей получения новой гармонии в урбанистической среде; некоторые даже стремятся найти потайные знаки городской культуры будущего - С.Белик, А.Духовична, И.Еремеев, К.Косьяненко, И.Леви, М.Овсийко и др.
Выставка работает в выставочных залах Одесского музея западного и восточного искусства до 30 сентября.
Ежедневно (кроме среды) с 10:30 в 18:00
Открытие 7 сентября в 16.00
Maxim Davidov 27 Травня