Балет «Лебединое озеро» – это та мировая классика, которая никогда не перестанет быть актуальной, т.к. прекраснее и роскошнее этого зрелища, еще не придумал мир. Сюжет прекрасной и искренней любви Одетты и Зигфрида будет волновать зрителя любого возраста и поколения. В душе любого человека это история найдет место и останется в памяти навсегда.
Премьера «Лебединого озера» состоялась 20 февраля 1877года в Большом театре Москвы. Авторами сценария были В. Бегичев и В. Гельцер, балетмейстером-постановщиком Вацлав Рейзингер.
Композитор предложил для хореографического воплощения симфоническую музыку. Появления такой партитуры требовал балетныйтеатр конца ХIХ столетия. К этому времени усилиями, прежде всегопетербургского балетмейстера Мариуса Петипа, уже была созданаполифоническая форма балетного спектакля как симфонии. Музыка «Лебединого озера» состояла из традиционных танцевальныхномеров. К примеру, важной для художественных и драматургическихзадач композитора оказалась форма вальса, чьей «магической формулой» Чайковский был очарован. В музыке Чайковского — сложная и четкая музыкальнаядраматургия, которая должна быластать основой для соответствующейсценически-хореографическойинтерпретации.
Но Рейзингер создалсвой балет, опираясь на сценарнуюдраматургию, используя музыкулишь как мелодически-ритмическуюоснову для танцев. Постановка вышла неудачной. Сценарий был перегружен лишними подробностями ине имел стройной логической линииразвития действия.
17 февраля 1894 года в Мариинском театре Петербурга опять обратились к постановке «Лебединого озера». Балетмейстер М. Петипавместе с дирижером и композитором Р. Дриго осуществили новуюоркестровку. В музыку было внесено много перестановок и купюр, в чем потом их неоднократно будутобвинять все, кто обратится к произведению композитора. Но именноэти изменения в музыкальном тексте, как ни странно, позволили создать нетленный хореографическийшедевр, исходящий не из первичного сценария, а из духа музыкальнойпартитуры балета.
Приблизив сценарный проектк музыке, Петипа пригласил балетмейстера Льва Иванова принять участие в постановке, отдав емуромантические лебединые сцены.
В их содружестве родились неоспоримые шедевры хореографии, создаваемые на основе принципов метафорического мышления.
Это лирическая проникновеннаяпеснь Одетты о женской судьбеи любви во втором акте и блестящееэнергичное pas de deux Зигфридаи Одиллии. Образ Одетты обозначил создание нового типа балетнойгероини: не блестящей, не простоизящной, а лиричной.
К «Лебединому озеру» обращались многие балетмейстеры. Следует отметить постановки А. Горского, А. Вагановой, Ю. Григоровича.
В соответствии с эстетическими, этическими и художественныминормативами эпохи, романтическаяволшебная сказка в течение ХХ векапревращалась то в бытовую драмус реалистически-психологическими историческим оправданием событий, то в философскую притчуо двойственности человеческого Я, то на психологически заостренноеповествование о чувственных фантазиях и драме героя.