Современные детский автопарк включает разнообразные мини-копии транспортных средств, в том числе на радиоуправлении. Но, прежде чем достичь такого уровня и ассортимента, детская машинка прошла длинный путь эволюции. Какими были первые игрушки, читайте в нашей статье.
Первые колесные игрушки археологи находили при раскопках на территории Древней Индии, Месопотамии, Египта, Греции и даже Америки, хотя считается, что до прихода европейцев индейцы не знали колеса. Древние люди передвигались на повозках и колесницах, игрушечными копиями которых развлекали детей. Старейшую игрушку подобного типа обнаружили в античном погребении на территории нынешней Турции. Это была миниатюрная терракотовая колесница, украшенная примитивным орнаментом, возраст которой — более 5 000 лет. Помимо повозок, дети играли фигурками животных на колесах. «Каталки» в виде слонов, быков, коней, львов и даже ежей из камня или глины находят повсеместно. Подобные игрушки были распространены вплоть до рубежа XIX–XX века, когда изобрели автомобиль.
Первые машинки для детей в привычном нам виде появились вслед за настоящими авто. Фабрики по производству игрушечных автомобилей располагались в основном в Германии и Англии, откуда игрушка распространилась по всему миру. У ранних моделей все было деревянным: и капот, и колеса, и фары. Машинку из дерева ребенок тянул за собой на веревочке во время прогулок.
Металлургический бум в начале XX века привел к появлению игрушечных машинок из металла. Местом их «рождения» считается немецкий Нюрнберг. Игрушку там дополнительно оснастили открывающимися дверцами, действующим гудком, а позже и заводным механизмом. Стоимость машинки из металла была заоблачной, поэтому позволить такую модель могли только богачи.
Ситуация изменилась в 1914 году, когда американская корпорация TootsieToy начала отливать игрушечные автомобили из олова. Новая технология позволила штамповать сотни и даже тысячи моделей на основе одной пресс-формы, что сильно удешевило производство. Олово иногда заменяли свинцом, но позже перешли на цинковый сплав. Первой игрушкой нового типа стала «Жестянка Лиззи» — уменьшенная копия популярного в то время авто Ford Model T.
Уже через полвека дети играли заводными машинками с пружинным мотором. Игрушки все чаще дополнялись инфраструктурными объектами (шоссе, гаражами, заправками), что стало первым шагом к созданию популярных сегодня игровых автодромов типа наборов Hot Wheels.
Советский игрушечный автопром
В СССР первые модели игрушечного транспорта, как и на Западе, делали из дерева. Это были не только автомобили, но и паровозы и трамваи. Упор делался на реалистичность игрушки, поэтому деревянные машинки раскрашивали, как настоящие. Тенденция сохранилась и позже, когда в советском игрушечном ассортименте появились грузовики, самосвалы, скорая помощь, пожарная и другая спецтехника из металла. Их производил завод «Серп и молот», что говорит о серьезном отношении к игрушкам в СССР. Металлические мини-копии советских авто в деталях походили на свои прототипы: ЗИСы, АМО, М-1, ЗИЛы.
Модели на радиоуправлении считаются вершиной игрушечного автопрома. Появились они в 60-е годы прошлого века и сразу завоевали популярность детворы. Движение радиоуправляемой машинки контролируется через пульт. Первой подобной моделью стала итальянская Ferrari от Elettronica Giocattoli, выполненная в масштабе 1:12. Позже появились английские аналоги, оснащенные бензиновым двигателем. В конце 70-х японцы выпустили внедорожники и багги на пульте управления, а в 1984 появился первый электрический внедорожник. Сейчас машинки на бензиновом и электрическом двигателе развиваются параллельно, а гонки на них стали отдельным видом спорта, по которому проводятся даже международные соревнования.
XXI век подарил игрушечным машинкам высокие технологии, электронную составляющую, светозвуковые эффекты, новые методы обработки и литья. Огромный выбор моделей позволяет мальчуганам собирать целые автомобильные коллекции и формировать игрушечный автопарк.
Порадуйте юного автолюбителя оригинальной машинкой!