Pavlovka ArtGallery представляет проект беларусского пинхол-фотографа Дианы Панковой. Все знают, что солнце – чуть ли не самый главный объект в нашем мире. Его свет – начало и залог жизни на Земле. Мы смотрим на мир вокруг, освещенный живительным светом звезды, и часто радуемся этому, но... часто ли мы смотрим на само солнце? Вряд ли. Говорят, так можно прожечь сетчатку глаза. Но меж тем солнце не только средство, оно само – объект, достойный наблюдения и запечатления. Человеческий глаз не может долго любоваться светилом без специальных технических приспособлений, но, оказывается,за него это может сделать простейшая фотокамера. Сравнительно недавно (говорят, в 1999 г.) парой пинхолистов из Польши и Испании (Slawomir Decyk, Diego Lopez Calvin) было придуманно особое направление пинхол-фотографии – соларография. C тех пор оно постепенно покоряет сердца любителей экспериментов и приключений. Соларография - способ получения изображения траекторий движения солнца по небосводу.
Пинхол-камера + фотобумага + сверхдлинная выдержка (от одного дня до «насколько хватит терпения и позвлят обстоятельства», что чаще всего значит «до года») – и у вас в кармане (на стене) удивительный полуабстрактный пейзаж, в котором небо исчерчено солнечными трэками. Многие говорят, что соларограммы запечатляют само время, и это, наверное, правда. Неделя, месяц либо целый год, прожитый каким-то местом, – в одном снимке. Собирательный образ времени, отмеченного в небе солнечными трэками, которые с каждым днем меняют угол движения и высоту над горизонтом. Как годовые кольца на древесном срезе отражают своей толщиной и формой, каким был каждый год, прожитый деревом, так по солнечным трэкам можно вспомнить, насколько солнечными или ненастными были дни, пока соларограф (так называют камеру) нёс свою вахту. Получающиеся в результате странные изображения – с одной стороны сродни метеорологическим записям (дневник погоды), с другой – поэтично-потусторонний, завораживающий своей «нездешнестью» пейзаж. При этом каждое изображение – результат недель или месяцев работы и ожидания, сочетания двух технологий (аналогой и цифровой), а так же удачного взаимодействия со средой и обстоятельствами внешнего мира. Каждый результат – открытие и сюрприз. При супердлинной выдержке фотография, в банке или коробке, примотанная к дереву, чьему-то окну или закопанная в гравий между рельсами долгое время, по сути, ведет совершенно самостоятельный образ жизни, преодолевая (или нет) трудности различного характера. В итоге может ничего и не получиться, а иногда получается совсем не то, что ты ожидал. Например, вовсе и не соларограмма, а.. плеснеграмма или просто трехмесячный пейзаж без солнца. Всяк бывает.. Узнать подробнее, разделить с автором таинство его открытий и посмотреть в глаза солнцу без угрозы для зрения можно c 24 по 30 августа. Открытие 24 августа в 19.00.